Эдвардс, Блейк

Эдвардс, Блейк
(Edwards, Blake)
   Режиссер кино и телевидения, сценарист, продюсер, актер. Полные имя и фамилия; Уильям Блейк Мак-Эдвардс. Родился 26 июля 1922 г. в г. Талса (штат Оклахома).
   Внук режиссера немого кино Дж. Гордона Эдвардса, сын кинопродюсера Жака Мак-Эдвардса, Блейк с ранних лет уже готовил себя к работе в кинематографе. Свою деятельность в кино он начал актером в 40-х годах, сыграв без особенного успеха в четырнадцати фильмах, а с 1948 года стал сценаристом и занимался этой деятельностью уже на протяжении всей жизни. На его счету около четырех десятков сценариев, большую часть которых он поставил в кино сам. Его режиссерский дебют —• комедия "Все время улыбайся" (1955) также был осуществлен по собственному сценарию.
   Блейк Эдвардс — старейший голливудский режиссер, фильмы которого вот уже более сорока лет идут не только в Америке, но и во всем мире, С одинаковым профессионализмом, великолепно владея тайнами режиссерского ремесла, Эдвардс успешно работает в разных жанрах развлекательного кино, отдавая в первую очередь предпочтение комедийному искусству. Однако любовь к смешному не помешала режиссеру снимать время от времени и драматические фильмы, среди которых особенно заметной оказалась лента "Завтрак у Тиффани" (1961) — экранизация знаменитой повести Трумена Капоте, в которой главную роль Холли Галантер - сыграла талантливая Одри Хепберн, ставшая центром картины и покорившая зрителя очарованием собственной индивидуальности. И это не случайно: Эдвардс — актерский режиссер и выбору исполнителя он отводит главное место в своем творчестве. У него снимались иногда по нескольку раз многие кинозвезды — Тони Кертис, Джек Леммон, Питер Селлерс, Омар Шариф, Ким Бэссингер, знаменитая своими выступлениями в мюзиклах Джулия Эндрюс, ставшая его женой, и многие другие.
   Первое международное признание — приз на фестивале в Сан-Себастьяне Эдвардс получил в 1963 году за картину "Дни вина и роз", в которой блеснул талант Джека Леммона, умело сочетавшего в своей игре комические и драматические элементы.
   Но подлинный, "обвальный" успех у массового зрителя пришел к Эдвардсу в середине 60-х, когда одна за другой вышли на экран две ленты: "Розовая пантера" (1964), положившая начало популярному детективному комедийному сериалу, и не теряющая зрителя и по сей .день комедия "Большие гонки" (1965).
   Основа сюжета "Розовой пантеры" базируется на поисках похитителя огромного алмаза, в которых участвует бестолковый недотепа инспектор. Клузо в исполнении замечательного английского комика, актера эстрады и кино Питера Селлерса. В этом фильме удачно соединились динамичная и остроумно построенная комедийная интрига, созданная Эдвардсом-сценаристом, его изобретательная режиссура и та стихия комического, которой обладал Питер Селлерс, с его великолепным владением техникой различных комедийных приемов. Совместная работа не ограничилась одним фильмом. По сценариям, написаным Эдвардсом, Селлерс сыграл еще в четырех картинах об алмазе "розовая пантера": "Выстрел во мраке" (1964), "Возвращение розовой пантеры" (1975). "Ответный удар, розовой пантеры" (1977), "Месть розовой пантеры" (1978). Смерть актера в 1980 году не стала препятствием для продолжения сериала, но безусловно его отсутствие в последующих трех лентах — "След розовой пантеры" (1982), "Проклятие розовой пантеры" (1983) и "Сын розовой пантеры" (1993) — весьма ощутимо. Мультипликационные заставки, сопровождавшие фильмы о розовой пантере, стали поводом для создания всевозможных игрушек, брелков, наклеек, охотно раскупаемых молодыми любителями сериала в разных странах, в том числе и у нас.
   Динамичная и остроумная, снятая в стиле "начала века" комедия "Большие гонки" была построена на соперничестве не только двух гонщиков и неизменных соперников; непревзойденного спортсмена-красавца Великого Лесли в исполнении Тони Кертиса и его постоянного завистника профессора Фейта — Джек Леммон, но и на конфликте с решившей освещать гонки в печати очаровательной феминисткой, напористой и соблазнительной журналисткой Мэгги Дюбуа — Натали Вуд.
   Это забавное соревнование, продолжающееся во время пути от Америки до Парижа, Эдвардс наполнил бесконечным набором комедийных ситуаций: его герои участвовали в комических драках в Техасе, плыли на льдинах на Аляске, попадали в лапы к белым медведям, плавали в болотной грязи, кидались тортами, спасались из плена, меняли костюмы, — кажется, ни один из гэгов, присущих американской комедии, здесь не был забыт.
   Эдвардс ставил героев в неожиданные ситуации, умело создавая момент внезапности, комический эффект которого ошеломлял зрителя. Режиссер как бы напоминал, что именно в неожиданном повороте мысли заключалась соль многих анекдотов и шуток.
   В 70-х — 80-х годах творчество Эдвардса в основном было связано с участием в его картинах Джулии Эндрюс, сыгравшей в шести его фильмах, среди которых была шпионская лента "Семя Тамаринда" (1974), где она выступила в роли скромной секретарши, в которую влюбляется советский агент Федор Свердлов (Омар Шариф) и вовлекает ее во всевозможные приключения.
   Наиболее удачной стала музыкальная комедия с участием Эндрюс "Виктор/Виктория" (1982), обыгравшая известный комедийный прием, когда женщина выдает себя за мужчину. В этой работе Эдвардс помог актрисе выступить во всем блеске своего дарования — умении прекрасно петь и танцевать — благодаря которому она в 60-х годах блистала в мюзиклах.
   Большой успех выпал и на долю снятой по мотивам фильма Трюффо комедии "Мужчина, который любил женщин" (1983), где вместе с Эндрюс, с юмором сыгравшей врачапсихоаналитика, впервые в характерной роли выступила Ким Бэссингер, заявившая, что Эдвардс "открыл" в ней комедийный талант.
   Режиссер заставил Ким начисто отказаться от привычного облика златокудрой красотки, предложил ей очень коротко остричь волосы и облачиться в джинсовый наряд. Фильм Блейка потерял французскую тонкость и воздушность первоисточника Трюффо. Американский режиссер наполнил ленту любимыми им, граничащими с клоунадой, порой тяжеловесными трюками, построенными на старых как мир анекдотах. Например: богачка из Техаса соблазняет героя, а затем прячет его от одержимого ревностью мужа в шкаф. Здесь испуганный любовник разливает тюбик суперклея и начинает приклеиваться ко всему, в том числе и к хозяйкиной комнатной собачке. Комизм достигает апогея, когда герою приходится сесть за руль и вести машину с песиком, приклеенным к руке. Смешным оказался и следующий фильм с Бэссингер "Свидание вслепую" (1987), в котором комический прием строится на неожиданном поведении Надин, героини, переходящей в своих действиях от предельной добропорядочности и невинности к непредсказуемости поступков, связанных с особенностью ее организма — от выпитого бокала шампанского девушка становится буйной особой, теряющей всякие тормоза.
   Отдавая дань времени, Эдвардс на протяжении своего творчества снимал и "черные" комедии. Например, "Подмена" (1991), в нашем прокате "Кара небесная", рассказывающая о рекламном агенте, потасканном Дон Жуане, который становится жертвой своих пассий. Кара небесная заключается в том, что он возвращается на землю уже как женщина. Этот сложный сюжет нужен, чтобы выяснить, что на свете труднее — однажды родить или каждый день бриться. В комедии есть грубоватый юмор, двусмысленные ситуации и благостный финал. Фильм принес большие кассовые сборы и успех Эллен Баркин.
   Но и в "черных" лентах Эдвардс не изменил тому оптимистическому старомодному мироощущению, которое свойственно его кинематографу: герои неизменно привлекательны, а отрицательные персонажи, хотя смешны и жалки, но достойны скорее симпатии нежели презрения, потому что сам автор прощает их человеческие слабости.
   Помимо кино Эдвардс увлекается живописью и скульптурой. С 1969 г. он женат на актрисе Джулии Эндрюс. У него есть дочь Дженнифер и двое приемных детей вьетнамского происхождения. Режиссер живет со своей семьей в Калифорнии и Швейцарии.
   Т. Царапкина
   Фильмография:
   ◘ "Все время улыбайся" (Bring Your Smile Along), 1955;
   ◘ "Он смеется последним" (Не Laughed Last), 1956;
   ◘ "Мистер Кори" (Mister Cory), 1957;
   ◘ "Это счастливое чувство" (This Happy Feeling), 1958;
   ◘ "Операция "нижняя юбка" (Operation Petticoat), "Идеальныйотпуск" (The Perfect Furlough), 1959;
   ◘ "Самое время" (High Time), 1960;
   ◘ "Завтрак у Тиффани" (Breakfast at Tiffany's), 1961;
   ◘ "Дни вина и роз" (Days of Wine and Roses), "Террор как эксперимент" (Experiment in Terror), 1962;
   ◘ "Розовая пантера" (The Pink Panther), "Выстрел во мраке" (A Shot in the Dark), 1964;
   ◘ "Большие гонки" (The Great Race), 1965;
   ◘ "Что ты делал на войне, папа?" (What Did You Do in the War. Daddy?), 1966;
   ◘ "Пистолет" (Gun), 1967
   ◘ "Вечеринка" (The Party), 1968;
   ◘ "Дорогая Лили" (Darling Lili), 1970;
   ◘ "Дикие бродяги" (Wild Rovers), 1971;
   ◘ "Заботливое обхождение" (The Careful Treatment), 1972;
   ◘ "Семя Тамаринда" (TheTamarind Seed), 1974;
   ◘ "Возвращение розовой пантеры" (The Return of the Pink Panther), 1975;
   ◘ "Ответный удар розовой пантеры" (The Pink Panther Strikes Again), 1977;
   ◘ "Месть розовой пантеры" (Revenge of the Pink Panther), 1 978;
   ◘ "10" (10), 1979;
   ◘ "Сукин сын" (S.O.B.), 1981;
   ◘ "След розовой пантеры" (Trail of the Pink Panther), "Виктор/Виктория" (Victor/Victoria), 1982;
   ◘ "Проклятие розовой пантеры" (Curse of the Pink Ponther), "Мужчина, который любил женщин" (The Man Who Loved Women), 1983;
   ◘ "Микки и Мод" (Micki and Maude), 1984;
   ◘ "Утонченный беспорядок" (A Fine Mess), "Это жизнь" (That's Life), 1986;
   ◘ "Свидание вслепую" (Blind Date), 1987
   ◘ "Закат" (Sunset), 1988;
   ◘ "Поверхностно" (Skin Deep), 1989;
   ◘ "Подмена" (Switch), 1991;
   ◘ "Сын розовой пантеры" (Son of the Pink Panther), 1993.
   Библиография: Кардинале К. Мне повезло. М. 1996; Блеймон М. Большие гонки //Искусство кино. 1965. N 12; Смирнов П. Отец-герой //Столица. 1993. N 16.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Эдвардс, Блейк" в других словарях:

  • ЭДВАРДС Блейк — ЭДВАРДС (Edwards) Блейк (р. 26 июля 1922, Тулса, Оклахома), американский режиссер, сценарист, продюсер, актер. Внук Дж. Гордона Эдвардса, режиссера немого кино, сын театрального режиссера и киноменеджера Джека Макэдвардса. В 1940 е годы снимался… …   Энциклопедия кино

  • Блейк Эдвардс — Биография Блейка Эдвардса Американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актер Блейк Эдвардс (Blake Edwards, настоящее имя Уильям Блэйк Крамп, William Blake Crump) родился 26 июля 1922 года в городке Талсе (штат Оклахома, США). Его дед Дж.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Эдвардс, Блэйк — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эдвардс. Блэйк Эдвардс Blake Edwards …   Википедия

  • Блэйк Эдвардс — Блейк Эдвардс Blake Edwards Имя при рождении: William Blake Crump Дата рождения: 26 июля 1922 …   Википедия

  • Эбанкс-Блейк, Силвен — Силвен Эбанкс Блейк …   Википедия

  • Эбанкс-Блейк — Эбанкс Блейк, Силвен Силвен Эбанкс Блейк Общая информация Полное имя Силвен Огастес Эбанкс …   Википедия

  • ВЕЧЕРИНКА (1968) — ВЕЧЕРИНКА (The Party) США, 1968, 99 мин. Комедия. Комедийный актер Хрунди В. Бакши, видимо, индус, все равно не справляется с ролью индуса в новой версии популярного фильма 30 х годов «Гунга Дин». Но по недоразумению, получив приглашение на… …   Энциклопедия кино

  • ВИКТОР / ВИКТОРИЯ — (Victor / Victoria) США, 1981, 133 мин. Комедия, музыкальный фильм. Сюжет взят из немецкого фильма 1933 года «Виктор и Виктория» (который был повторно поставлен в США еще в 1936 году под названием «Сначала девушка»). Безработная певица Виктория… …   Энциклопедия кино

  • ДЕСЯТЬ — (10) США, 1979, 122 мин. Романтическая комедия. Сорокалетний преуспевающий композитор, разочарованный в личной жизни и тщетно ищущий «девушку своей мечты», однажды встречает на пляже в Калифорнии потрясающую блондинку, выглядящую на все 10 баллов …   Энциклопедия кино

  • ЗНАКОМСТВО ВСЛЕПУЮ — «ЗНАКОМСТВО ВСЛЕПУЮ» (Blind Date) США, 1987, 93 мин. Комедия, мелодрама. Служащий Уолтер Дейвис должен пригласить на торжественный прием по случаю приезда крупного японского представителя какую нибудь приличную девушку. Его брат советует… …   Энциклопедия кино

Книги

  • Коллекция фильмов. Мелодрамы (4DVD), Эдвардс Блэйк, Кроу Кэмерон, Шрейдер Пол, Брюэр Крейг. 1. Завтрак у Тиффани. С первых нот знаменитой "оскароносной" песни Генри Манчини и Джонни Мерсера Moon River вы снова окажетесь под соблазнительными чарами сумасбродной, легкомысленной… Подробнее  Купить за 356 руб
  • Завтрак у Тиффани (DVD), Эдвардс Блэйк. Сверкающая как бриллиант романтическая комедия Блейка Эдвардса с Одри Хепберн и Джорджем Пеппардом, получившая две премии "Оскар"!С первых нот знаменитой песни Генри Манчини и Джонни Мерсера… Подробнее  Купить за 247 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»