- Эдвардс, Блейк
- (Edwards, Blake)Режиссер кино и телевидения, сценарист, продюсер, актер. Полные имя и фамилия; Уильям Блейк Мак-Эдвардс. Родился 26 июля 1922 г. в г. Талса (штат Оклахома).Внук режиссера немого кино Дж. Гордона Эдвардса, сын кинопродюсера Жака Мак-Эдвардса, Блейк с ранних лет уже готовил себя к работе в кинематографе. Свою деятельность в кино он начал актером в 40-х годах, сыграв без особенного успеха в четырнадцати фильмах, а с 1948 года стал сценаристом и занимался этой деятельностью уже на протяжении всей жизни. На его счету около четырех десятков сценариев, большую часть которых он поставил в кино сам. Его режиссерский дебют —• комедия "Все время улыбайся" (1955) также был осуществлен по собственному сценарию.Блейк Эдвардс — старейший голливудский режиссер, фильмы которого вот уже более сорока лет идут не только в Америке, но и во всем мире, С одинаковым профессионализмом, великолепно владея тайнами режиссерского ремесла, Эдвардс успешно работает в разных жанрах развлекательного кино, отдавая в первую очередь предпочтение комедийному искусству. Однако любовь к смешному не помешала режиссеру снимать время от времени и драматические фильмы, среди которых особенно заметной оказалась лента "Завтрак у Тиффани" (1961) — экранизация знаменитой повести Трумена Капоте, в которой главную роль Холли Галантер - сыграла талантливая Одри Хепберн, ставшая центром картины и покорившая зрителя очарованием собственной индивидуальности. И это не случайно: Эдвардс — актерский режиссер и выбору исполнителя он отводит главное место в своем творчестве. У него снимались иногда по нескольку раз многие кинозвезды — Тони Кертис, Джек Леммон, Питер Селлерс, Омар Шариф, Ким Бэссингер, знаменитая своими выступлениями в мюзиклах Джулия Эндрюс, ставшая его женой, и многие другие.Первое международное признание — приз на фестивале в Сан-Себастьяне Эдвардс получил в 1963 году за картину "Дни вина и роз", в которой блеснул талант Джека Леммона, умело сочетавшего в своей игре комические и драматические элементы.Но подлинный, "обвальный" успех у массового зрителя пришел к Эдвардсу в середине 60-х, когда одна за другой вышли на экран две ленты: "Розовая пантера" (1964), положившая начало популярному детективному комедийному сериалу, и не теряющая зрителя и по сей .день комедия "Большие гонки" (1965).Основа сюжета "Розовой пантеры" базируется на поисках похитителя огромного алмаза, в которых участвует бестолковый недотепа инспектор. Клузо в исполнении замечательного английского комика, актера эстрады и кино Питера Селлерса. В этом фильме удачно соединились динамичная и остроумно построенная комедийная интрига, созданная Эдвардсом-сценаристом, его изобретательная режиссура и та стихия комического, которой обладал Питер Селлерс, с его великолепным владением техникой различных комедийных приемов. Совместная работа не ограничилась одним фильмом. По сценариям, написаным Эдвардсом, Селлерс сыграл еще в четырех картинах об алмазе "розовая пантера": "Выстрел во мраке" (1964), "Возвращение розовой пантеры" (1975). "Ответный удар, розовой пантеры" (1977), "Месть розовой пантеры" (1978). Смерть актера в 1980 году не стала препятствием для продолжения сериала, но безусловно его отсутствие в последующих трех лентах — "След розовой пантеры" (1982), "Проклятие розовой пантеры" (1983) и "Сын розовой пантеры" (1993) — весьма ощутимо. Мультипликационные заставки, сопровождавшие фильмы о розовой пантере, стали поводом для создания всевозможных игрушек, брелков, наклеек, охотно раскупаемых молодыми любителями сериала в разных странах, в том числе и у нас.Динамичная и остроумная, снятая в стиле "начала века" комедия "Большие гонки" была построена на соперничестве не только двух гонщиков и неизменных соперников; непревзойденного спортсмена-красавца Великого Лесли в исполнении Тони Кертиса и его постоянного завистника профессора Фейта — Джек Леммон, но и на конфликте с решившей освещать гонки в печати очаровательной феминисткой, напористой и соблазнительной журналисткой Мэгги Дюбуа — Натали Вуд.Это забавное соревнование, продолжающееся во время пути от Америки до Парижа, Эдвардс наполнил бесконечным набором комедийных ситуаций: его герои участвовали в комических драках в Техасе, плыли на льдинах на Аляске, попадали в лапы к белым медведям, плавали в болотной грязи, кидались тортами, спасались из плена, меняли костюмы, — кажется, ни один из гэгов, присущих американской комедии, здесь не был забыт.Эдвардс ставил героев в неожиданные ситуации, умело создавая момент внезапности, комический эффект которого ошеломлял зрителя. Режиссер как бы напоминал, что именно в неожиданном повороте мысли заключалась соль многих анекдотов и шуток.В 70-х — 80-х годах творчество Эдвардса в основном было связано с участием в его картинах Джулии Эндрюс, сыгравшей в шести его фильмах, среди которых была шпионская лента "Семя Тамаринда" (1974), где она выступила в роли скромной секретарши, в которую влюбляется советский агент Федор Свердлов (Омар Шариф) и вовлекает ее во всевозможные приключения.Наиболее удачной стала музыкальная комедия с участием Эндрюс "Виктор/Виктория" (1982), обыгравшая известный комедийный прием, когда женщина выдает себя за мужчину. В этой работе Эдвардс помог актрисе выступить во всем блеске своего дарования — умении прекрасно петь и танцевать — благодаря которому она в 60-х годах блистала в мюзиклах.Большой успех выпал и на долю снятой по мотивам фильма Трюффо комедии "Мужчина, который любил женщин" (1983), где вместе с Эндрюс, с юмором сыгравшей врачапсихоаналитика, впервые в характерной роли выступила Ким Бэссингер, заявившая, что Эдвардс "открыл" в ней комедийный талант.Режиссер заставил Ким начисто отказаться от привычного облика златокудрой красотки, предложил ей очень коротко остричь волосы и облачиться в джинсовый наряд. Фильм Блейка потерял французскую тонкость и воздушность первоисточника Трюффо. Американский режиссер наполнил ленту любимыми им, граничащими с клоунадой, порой тяжеловесными трюками, построенными на старых как мир анекдотах. Например: богачка из Техаса соблазняет героя, а затем прячет его от одержимого ревностью мужа в шкаф. Здесь испуганный любовник разливает тюбик суперклея и начинает приклеиваться ко всему, в том числе и к хозяйкиной комнатной собачке. Комизм достигает апогея, когда герою приходится сесть за руль и вести машину с песиком, приклеенным к руке. Смешным оказался и следующий фильм с Бэссингер "Свидание вслепую" (1987), в котором комический прием строится на неожиданном поведении Надин, героини, переходящей в своих действиях от предельной добропорядочности и невинности к непредсказуемости поступков, связанных с особенностью ее организма — от выпитого бокала шампанского девушка становится буйной особой, теряющей всякие тормоза.Отдавая дань времени, Эдвардс на протяжении своего творчества снимал и "черные" комедии. Например, "Подмена" (1991), в нашем прокате "Кара небесная", рассказывающая о рекламном агенте, потасканном Дон Жуане, который становится жертвой своих пассий. Кара небесная заключается в том, что он возвращается на землю уже как женщина. Этот сложный сюжет нужен, чтобы выяснить, что на свете труднее — однажды родить или каждый день бриться. В комедии есть грубоватый юмор, двусмысленные ситуации и благостный финал. Фильм принес большие кассовые сборы и успех Эллен Баркин.Но и в "черных" лентах Эдвардс не изменил тому оптимистическому старомодному мироощущению, которое свойственно его кинематографу: герои неизменно привлекательны, а отрицательные персонажи, хотя смешны и жалки, но достойны скорее симпатии нежели презрения, потому что сам автор прощает их человеческие слабости.Помимо кино Эдвардс увлекается живописью и скульптурой. С 1969 г. он женат на актрисе Джулии Эндрюс. У него есть дочь Дженнифер и двое приемных детей вьетнамского происхождения. Режиссер живет со своей семьей в Калифорнии и Швейцарии.Т. ЦарапкинаФильмография:◘ "Все время улыбайся" (Bring Your Smile Along), 1955;◘ "Он смеется последним" (Не Laughed Last), 1956;◘ "Мистер Кори" (Mister Cory), 1957;◘ "Это счастливое чувство" (This Happy Feeling), 1958;◘ "Операция "нижняя юбка" (Operation Petticoat), "Идеальныйотпуск" (The Perfect Furlough), 1959;◘ "Самое время" (High Time), 1960;◘ "Завтрак у Тиффани" (Breakfast at Tiffany's), 1961;◘ "Дни вина и роз" (Days of Wine and Roses), "Террор как эксперимент" (Experiment in Terror), 1962;◘ "Розовая пантера" (The Pink Panther), "Выстрел во мраке" (A Shot in the Dark), 1964;◘ "Большие гонки" (The Great Race), 1965;◘ "Что ты делал на войне, папа?" (What Did You Do in the War. Daddy?), 1966;◘ "Пистолет" (Gun), 1967◘ "Вечеринка" (The Party), 1968;◘ "Дорогая Лили" (Darling Lili), 1970;◘ "Дикие бродяги" (Wild Rovers), 1971;◘ "Заботливое обхождение" (The Careful Treatment), 1972;◘ "Семя Тамаринда" (TheTamarind Seed), 1974;◘ "Возвращение розовой пантеры" (The Return of the Pink Panther), 1975;◘ "Ответный удар розовой пантеры" (The Pink Panther Strikes Again), 1977;◘ "Месть розовой пантеры" (Revenge of the Pink Panther), 1 978;◘ "10" (10), 1979;◘ "Сукин сын" (S.O.B.), 1981;◘ "След розовой пантеры" (Trail of the Pink Panther), "Виктор/Виктория" (Victor/Victoria), 1982;◘ "Проклятие розовой пантеры" (Curse of the Pink Ponther), "Мужчина, который любил женщин" (The Man Who Loved Women), 1983;◘ "Микки и Мод" (Micki and Maude), 1984;◘ "Утонченный беспорядок" (A Fine Mess), "Это жизнь" (That's Life), 1986;◘ "Свидание вслепую" (Blind Date), 1987◘ "Закат" (Sunset), 1988;◘ "Поверхностно" (Skin Deep), 1989;◘ "Подмена" (Switch), 1991;◘ "Сын розовой пантеры" (Son of the Pink Panther), 1993.Библиография: Кардинале К. Мне повезло. М. 1996; Блеймон М. Большие гонки //Искусство кино. 1965. N 12; Смирнов П. Отец-герой //Столица. 1993. N 16.
Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. Т. Н. Ветрова, А. Н. Дорошевич, И. А. Звегинцева, Д. Л. Караваев, Е. Н. Карцева, Г. В. Краснова, М. Л. Теракопян, Т. С. Царапкина. 2002.